Как Яндекс работает с социальными сетями

Технический директор Яндекса Илья Сегалович дал интервью Lenta.ru. Не уверена, что владельцам бизнеса необходимо читать такие интервью, ведь их задача — получать точные рекомендации, куда пойти и что делать. Это интервью — о стратегии развития поиска Яндекса. Но очень хочется, чтобы люди, для которых работает Expertum.ru, переводя эти стратегические мысли в практическую плоскость, пытались осознать, что им говорят представители поиска. И поверить, что истина лежит именно здесь, почувствовать, где правда, выработать интуицию.

И ещё немного о том, зачем это нужно.

Генералы, которые готовятся к прошлым войнам

Пока что владельцы интернет-магазинов и других видов интернет-бизнеса очень сильно запаздывают. Они получают «очищенную» информацию от посредников, которые превращают её в свои бизнес-модели, а затем перепродают под другим соусом, с выгодой для себя и при этом часто — с отрицательным исходом для своих клиентов.

Проблема в том, что посредники низкого качества на рынке преобладают, и отделить истину от мусора их заказчикам  невозможно. Скажу больше: на моей памяти уже третий год посредники, которые до того неплохо жили на жаждущем их услуг клиентском потоке, сами ощущают «кризис жанра» своих услуг и не понимают, что предложить своим клиентам. Ещё одна проблема в том, что на многочисленных отраслевых конференциях в качестве рецептов правильной жизни в поиске преподносят тот самый опосредованный мусор, который уже несколько лет, как утратил «актуальность» (а на самом деле, никогда её не имел).

Тут нужно пояснение: например, говорят, что «покупные ссылки перестали работать». На самом деле, они сами по себе не работали никогда, но теперь стали лучше контролировать результаты работы, перешли от оценки SEO-работ по позициям к трафику и продажам. Часть моих слушателей ещё не поняла, что ссылки не работают, потому что ещё не проделала этот путь.

Как известно, генералы всегда готовятся к прошлым войнам. Примеры приводить не буду, к сожалению, среди моих слушателей таких пострадавших от подготовки к прошлым войнам — 9 компаний из 10, увы. Деньги на покупку ссылок тратятся, сайты под фильтрами, продаж нет и не предвидится. Все кинулись догонять ушедший поезд.

В условной «войне» (которая на самом деле не «против поисковых систем», а «за своё место в поиске») нужно иметь 100-процентный источник информации. Не только о том, что происходит сейчас, но и стратегической — к чему всё движется. Как минимум, достоверный на 100%, и стремиться к тому, чтобы он был на 100% полным, что в силу особенностей отрасли до конца недостижимо, но добиваться максимального предела нужно постоянно. И не забывать об эффекте Даннинга-Крюгера: «люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но не способны осознавать свои ошибки в силу своего низкого уровня квалификации».

То есть — не останавливаемся, думая, что мы всё поняли про поиск и знаем все рычаги! Этого не знает никто, самые близкие к этому знанию люди — инженеры и идеологи самих поисковых систем. У самых популярных поисковых систем по  нескольку сотен факторов ранжирования сайтов в поиске, которые к тому же меняются по нескольку сотен раз за год. Поэтому читаем первоисточники, улавливаем дух изменений и не спешим реагировать на «секреты», которые нам преподносят на отраслевых конференциях генералы прошлых войн. И понимаем, что это та сфера, где работает не наш здравый смысл (которого у всех в избытке, но не все успешны), а только точные знания. Только они.

Вернёмся к первоисточнику — как Яндекс работает и предполагает работать с социальными сетями. Цитата из интервью И. Сегаловича:

…Когда вы представлены поисковой системе, она может самым разным образом учитывать ваших друзей. У конкурентов были удачные и неудачные заметные попытки сделать это. Поиск Mail.Ru все время пишет, что вот это понравилось стольки-то людям из «Моего мира». Google пишет, что это нравится таким-то людям из Google+.

Мне кажется, у таких систем, которые сами продвигают свою социальную сеть, есть один важный недостаток — они могут случайно «не попасть» в аудиторию, которая пользуется поиском, потому что аудитория может быть из другой социальной сети.

Я думаю, что «Яндекс» должен быть агностичен в этом месте, мы ничего не должны знать, у нас не должно быть никаких чувств к тем или иным социальным сетям.

А что должно быть?

Допустим, есть человек в социальной сети, он активен в ней, он тратит какое-то количество времени — в среднем, по 20 минут в день — на то, чтобы читать, что люди из его френд-ленты делают. Наверное, у него есть что-то вроде симпатии или уважения, привязанности к этим людям — какие-то чувства, он не нейтрален. Поэтому если поисковая система учтет его чувства в том или ином виде, то это будет здорово.

Простейший пример — вы ищете то, что видели: «Вчера, кто-то что-то интересное написал, кто же это был? Не помню, но там была такая вот штука…» Набираешь в «Яндексе», и он тебе показывает — ну вот же, это же Сегалович был. Получается диалог, когда система опознает тебя и помогает при поиске преподнести ту информацию, к которой ты испытываешь немножко больше эмоций. По моей оценке, поисков, которые относятся к свежей информации, у нас где-то процентов от 7 до 15, и, наверное, примерно половина из них может быть как-то задета социальными сигналами.

Вы сразу спросили про поиск, когда человек залогинен в системе, а есть не менее важная история про социальный поток. Дело в том, что у нас и в блогах, и особенно в Twitter, и в статусах в социальных сетях, которые публичны, есть важная часть данных или сигнала — то, что людям нравится, важно, актуально или интересно в данный момент. В нашей терминологии это называется интерес к свежему. И если посмотреть даже на «Яндекс.Новости», то видно, что в каждом новостном сюжете есть ссылочка на то, сколько человек в блогах упомянули этот сюжет.

Если бы мы составляли топ новостных сюжетов по блогам, то у нас получилась бы немного другая картина, чем если бы мы составляли топ новостных сюжетов по сообщениям новостных интернет-агентств. Есть неинтересные интернет-сообществу темы, а есть интересные. Не зная ничего про вас лично, а просто собрав большое количество контента из социальных сетей, блогов и микроблогов (все это называется Social Media), можно совершенно по-другому ранжировать свежую информацию — выбирать по релевантности самое важное в ней. Это будет немножко другой, отличающийся от асоциального взгляд на мир. И в этом смысле социальное даже может быть более важно, потому что эта реальность массовая, она про больший поток запросов, больший поток пользователей, их интересы. Даже не передавая никому ничего про себя, вы уже нуждаетесь в социальном ответе.

Всё интервью:
http://lenta.ru/articles/2012/03/12/yandex/

Реклама
Tagged with: , , , , , , , , ,
Опубликовано в Статьи, WWWow!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: